Наверное, и с вами такое бывало не раз: «Где-то я уже видел этого человека … », «Кого-то он мне напоминает … ». Мелькнули знакомые черты, и словно дежа вю: еле уловимое или явное сходство. И поначалу усиленно вспоминаешь, с кем связаны эти зрительные ассоциации. А потом озарение: «Ах, так он похож на N!» Или: «Есть в нём что-то от M».
Конечно, существуют такому удивительному подобию научные объяснения. Хотя ещё в школе, изучая основы генетики, я была поражена тому, какое многообразие вариаций человеческой внешности заложено в природе. Строго математически обнаружить собственного двойника невозможно. Но на практике определённые совпадения и родственные свойства в облике вполне встречаются. И не только в жизни сегодняшней, но и как послание из прошлого. Например, в произведениях искусства.
Работая над индивидуальным стилем людей, часто обращаюсь к портретной живописи, фото- и киношедеврам и анализирую, как очертания и линии в лице влияют на общее впечатление и восприятие образа. На помощь приходят «Основные понятия истории искусств» Генриха Вёльфлина – основа и опора формального анализа художественного произведения.
Но сначала ощущение, отклик. И только потом – объяснение, интерпретация, разгадка.
Сегодня начинаю цикл портретных ассоциаций, в которых (по моему индивидуальному и субъективному чувству) проступают черты сходства с друзьями и коллегами. Попробую дать короткие комментарии, в чём объяснение этих аналогий.
В национальной галерее Лондона хранится «Портрет каноника Лудовико ди Терци» (1560 г.) итальянского живописца Позднего Возрождения Джованни Баттиста Морони. Это полнофигурный реалистический портрет, где, как отмечают искусствоведы, нет героизации образа, но достигается масштабность за счёт жизненной конкретности и достоверности.
Портрет каноника Лудовико ди Терци
В портрете явственно узнаю черты Андрея Леонидовича Зорина, историка и литературоведа, оксфордского профессора, в работах последних лет стремящегося понять эмоциональную жизнь, индивидуальные переживания людей и то, как культура влияет на чувства. По фотографиям А.Л. видно, что он не особенно любит позировать, и, когда этого требую обстоятельства, бросает короткий взор в объектив и быстро возвращается в себя, направляя взгляд вовнутрь.
Андрей Леонидович Зорин
Андрей Леонидович Зорин
Что же роднит Зорина и ди Терци? Крупная фигура, мощный череп, геометричный прямоугольный абрис лица, непокорные курчавые волосы с проседью, выразительные морщины, крупная приподнятая бровь, полуприкрытые широкие веки, тёмный зрачок, крылья носа в разлёт, большие и сильные руки. И манера словно бы чуть подаваться вперёд, навстречу собеседнику.
Андрей Леонидович Зорин
Андрей Леонидович Зорин
Андрей Леонидович Зорин
В довершении представьте Андрея Леонидовича в профессорской мантии и академической конфедератке. В этом образе ещё отчётливее проявятся черты знакомой нам духовной особы эпохи Ренессанса.
Академическая мантия и конфедератка
Академическая мантия и конфедератка