В районной библиотеке на модной полке меня ждала очередная воодушевляющая находка – книга Изабель Рабино «Christian Dior. Многоликий гений». M., Слово, 2013, 368 с.: ил.
Christian Dior. Многоликий гений
Поначалу взяла её почитать ради творческой биографии модельера, а получила гораздо большее: фундаментальное культурологическое исследование эпохи между 1905 и 1957-м (годы жизни Диора). Здесь и тщательная работа с архивами модного дома. И описание мест, где жил кутюрье, с такой впечатляющей детализацией, что постоянно ощущаешь эффект собственного присутствия «там и тогда». И небанальный, неизбитый анализ казалось бы известных явлений и событий: прихода фотографии в fashion-индустрию, появление модных журналов. И подробный разговор о ценностях, профессиональных и личных чертах модельера: работоспособности, наблюдательности, смелости эксперимента, способности мечтать и рисковать, внимании к интеллектуальной собственности, заботе о персонале и учениках.
А ещё автор подталкивает читателя активно включать воображение, чтобы представить фотографии с фрагментами из жизни Диора по их описаниям, хотя самих снимков в книге нет. Я впервые сталкиваюсь с таким литературным приёмом, но вижу, что он оправдан, ибо фантазия пытается стремительно восстановить визуальную картинку из фрагментов текста.
Кем же был Кристиан Диор? Ответ содержится в книге: «Он больше, чем кутюрье, он неподражаемый мастер искусства жить. Даритель? Не всякого сомнения. Что же он нам подарил? Идеальные образы нас самих».
Творческая судьба Диора позволяет сформулировать важные принципы.
Принципы жизни по Диору
Важно хранить верность особому искусству – жить.
Нужно всегда стремиться прямо к цели, не отвлекаясь на второстепенное.
Постоянно возникает искушение побороть реальность, чтобы жить по своим собственным законам.
Жизнь становится адом, если не можешь делать то, что тебе хочется. Поэтому нужно поверить в себя, последовать своему призванию, осознать, что у тебя есть право на творчество, развязать себе руки и предоставить свободу действий. Приблизить мечту к действительности. Претворить в жизнь дерзновенный проект. Преобразить своим искусством среду.
Каждый имеет право на вторую, параллельную жизнь, в которой сможет укрыться, чтобы получить шанс полнее выразить себя.
Необычайный талант, чтобы расцвести, должен придумать себе свой собственный мир.
Быть современным – значит уметь существовать в разных ипостасях. Переходы человека их одной ипостаси в другую – это попытка вырваться из навязчивой личности и обрести подлинную.
Принципы профессионализма по Диору
Опытный кутюрье рассматривает царство художественных образов и царство моды как две взаимопроникающие структуры. Для него характерно благоговение перед тайнами искусства и попытка проанализировать причины, побуждающие нас к творчеству.
Кутюрье приучает людей по-другому видеть, по-другому воспринимать окружающий мир.
Модельер понимает значение одежды для человека, желающего соответствовать образу, который он для себя избрал.
История, которую кутюрье хочет рассказать людям, должна быть сущностной. И персонажей, которые её разыгрывают, должно быть только трое: сам модельер, модель и ткань.
Качества, полезные в мире fashion, - глубокое знание человеческой психологии, житейская сметка и незаурядная харизма.
Уроки моды от Диора, анализ её культурного и социального значения
Мода – это никоим образом не маскарад, а результат последовательных попыток выработать для себя другое «я».
Мода не врывается в жизнь человека в какие-то избранные, особые моменты, а сопровождает каждое мгновение этой жизни.
Мода – это умение почувствовать, до какой степени каждый человек воспринимается нами не сам по себе, а в его связи с окружающими условиями.
Чтобы вникнуть в суть моды, надо уметь носить маску и ощущать, какая доля юмора, какая доля самозванства и какая частица неведомого заключены в каждой одежде.
Квинтэссенция моды состоит в том, чтобы увидеть и показать нечто, появившееся в данный конкретный момент на периферии нашего зрения.
Мода – это и воссоздание среды, и инсценировка жизни.
Карнавал, словно генеральная репетиция жизни, учит искусству менять свой облик, умению верить в чудо.
Мода – средство передачи данных, носитель информации, явление современной жизни, ремесло и мастерство создания современного искусства.
Каждой эпохе нужны силуэт, стиль и ракурс, точно отвечающие её потребностям.
Платье – это архитектура, хоть и недолговечная, и предназначена она для того, чтобы воссоздавать дивные пропорции тела.
Изначально бесформенная оболочка, называемая одеждой, если правильно её носить, превращается в мощное выразительное средство.
Кинга Изабель Рабино о Диоре – это ещё и блестящее пособие по источниковедению стиля. Благодаря ему, я пополнила свою профессиональную базу знаний следующими произведениями и авторами:
Книги
Арагон Луи. «Парижский крестьянин»
Битон Сесил. «Пятьдесят лет элегантности и искусства жить»
Бовуар Симона де. «Второй пол»
Дебор Ги. «Общество спектакля»
Диор Кристиан. Лекции «Урок моды», «Я – кутюрье»
Люсьен Франсуа. «Как фамилии становятся торговой маркой»
Рива Мария. «Ночные мысли» (о Марлен Дитрих)
Шеридан Ричард. «Школа злословия»
Фильмы
«Кровать под балдахином». Режиссёр Жан Франсе
«Мой дядя». Режссёр Жак Тати
«Молчание – золото». Режиссёр Рене Клер
«Опасное путешествие». Режиссёр Генри Костер
«Парижский вальс». Режиссёр Марсель Ашар
«Страх сцены». Режиссёр Альфред Хичкок
Фотографы и художники
Инез ван Ламсвеерде
Винод Матадин
Пьер-Луи Пьерсон
Стивен Майзел
Хорст П. Хорст
Энди Уорхол